«Оскар-2022»: наши любимые номинанты
«Незнакомая дочь» (2021, США, Великобритания, Израиль, Греция, реж. Мэгги Джилленхол)
Номинации: № 1. «Лучшая актриса» (Оливия Колман), № 2. «Лучшая актриса второго плана» (Джесси Бакли), № 3. «Лучший адаптированный сценарий» (Мэгги Джилленхол).
Итоги: без наград.
Режиссёрский дебют сестры Джейка Джилленхола – актрисы, которую вы можете помнить по фильмам «Тёмный рыцарь» (2008) и «Фрэнк» (2013). «Незнакомая дочь» слабо соответствует масштабному и пафосному «Оскару», по формату эта картина ближе фестивалю независимого кино Sundance.
48-летняя Леда, профессор и специалист по творчеству Уистена Хью Одена, приезжает на отдых в Грецию. В одиночестве она наблюдает за окружающими, отдельно концентрируясь на молодой женщине Нине и её маленькой дочери. Их нежные и в то же время тревожные отношения напоминают Леде общение с собственными дочерьми. Когда девочка теряет любимую куклу, Леда находит игрушку, но, повинуясь странному порыву, оставляет её себе.
Как ни странно, из такой куцей завязки в итоге вырастает убедительное кино об одиночестве и невосполнимости былого. Украденная кукла становится для Леды олицетворением собственного неприглядного прошлого. Женщина пытается нарядить игрушку, приукрасить, выдавить из неё застоявшуюся воду, но всё тщетно и грустно: наружу выплёскивается какая-то желчь да вылезает затаившаяся многоножка. Параллельно мы узнаём, что Леда в своё время по какой-то причине уходила из семьи, бросив своих детей на 3 года.
Интересно, что в современном кино всё чаще появляются истории про женщин, уходящих из дома по непонятным причинам. Самый близкий пример есть тут же, среди номинантов «Оскара-2022». Это норвежский «Худший человек на свете» (2021), представленный в номинациях «Лучший иностранный фильм» и «Лучший оригинальный сценарий». Однако любопытнее то, что ко всем этим фильмам можно подобрать один всё поясняющий пример из советского кино. Им будет «Жена ушла» (1980) Динары Асановой, где сначала показывается этот странный «женский порыв», а потом аккуратно поясняется, что женщины просто так не уходят и на всё есть причина.
В каком-то смысле «Незнакомая дочь» продолжает линию фильма Марко Феррери «Я тебя люблю» (1986). Там герой Кристофера Ламберта впал в зависимость от брелока в виде женского лица, который мог произносить лишь одну фразу, вынесенную в заглавие фильма. Конечно, Леда от своего украденного прошлого хочет услышать те же заветные слова.
«Райя и последний дракон» (2021, США, реж. Дон Холл и Карлос Лопес Эстрада)
Номинация: «Лучший анимационный фильм».
Итоги: без награды.
Когда-то давно в мире процветала страна Кумандра, где в гармонии жили люди и драконы. После глобальной битвы со злом драконы превратились в камень, а Кумандра разделилась на пять враждующих государств. Главная героиня Райя – жительница одного из них (и по совместительству – дочь вождя). Именно ей предстоит найти последнего дракона и с его помощью объединить разрозненные земли. Конечно, всё будет непросто: враги объединяться не пожелают, а последний дракон окажется не таким могучим, как его рисовали легенды.
«Райя и последний дракон» – лучший полнометражный мультфильм «Диснея» со времён «Зверополиса» (2016). Это юмористическое фэнтези с колоритом Юго-Восточной Азии. Мультфильм ожидаемо современный: главная героиня – сильная и независимая девочка; она отлично справляется и без помощи «прекрасного принца». Антагонистка Намаари – ей под стать. «Дисней» продолжает формировать канон нового женского героя, который, очевидно, призван вдохновлять девочек по всему миру.
«Райя и последний дракон» – динамичное приключение с запоминающимися героями (чего стоит малютка-вор и её друзья – вороватые обезьянки), однако главное достоинство мультфильма не в этом. «Райя» – простое, но сильное антивоенное высказывание, особенно актуальное сегодня, в 2022 году. Выше мы не зря повесили кадр со словами из «Незнакомой дочери»: «Внимание – редчайшая и чистейшая форма щедрости». Замените в этой формуле «внимание» на «доверие», и вы получите готовый слоган для «Райи».
Из-за отсутствия доверия между людьми мир в мультфильме оказывается на грани гибели. А главными злодеями в нём оказываются не люди и даже не фантастические существа, а друуны – «порождения людских раздоров». То есть, судя по всему, врагами людей тут являются их же страсти, воплотившиеся в особой извращённой форме. Нечто подобное было в философской компьютерной игре Planescape: Torment, хотя переоценивать глубину «Райи» не стоит. В первую очередь это просто добрая сказка для взрослых и детей от 6 лет.
«Параллельные матери» (2021, Испания, Франция, реж. Педро Альмодовар)
Номинации: № 1. «Лучшая актриса» (Пенелопа Крус), № 2. «Лучший оригинальный саундтрек».
Итоги: без наград.
В больнице знакомятся две беременные женщины – 40-летняя Дженис и несовершеннолетняя Ана. После родов женщины обмениваются телефонами и расстаются. Каждой предстоит растить собственную дочь в роли матери-одиночки, но их встреча уже оказалась судьбоносной.
На прошедшем «Оскаре» фильм был представлен в номинации «Лучший оригинальный саундтрек», однако запоминается в нём не музыка Альберто Иглесиаса, написанная специально для фильма, а старый хит «Summertime» в исполнении Дженис Джоплин и группы Big Brotherand the Holding Company. Есть некоторая ирония в том, что главную героиню фильма назвали именно в честь знаменитой певицы. Дженис Альмодовара – полная противоположность той Дженис, которая стала когда-то одним из символов белого блюза, разгульной жизни и женской эмансипации. Дженис в исполнении Пенелопы Крус подчёркнуто буржуазна: у неё есть приличная работа, домработница и няня-ирландка без собственного жилья, которую можно выставить на улицу в любой момент.
Это классовое пренебрежение занятно контрастирует с отношением Дженис к собственным корням: она одержима восстановлением исторической справедливости и даже пытается нанять известного антрополога, чтобы найти останки невинно убиенных родственников.
«Параллельные матери» – две параллельных истории о родстве. Одна посвящена родству в настоящем, другая – в прошлом. В первой есть трагедия и закрученный сюжет, во второй – другая трагедия и какая-то почти невесомая отдушина. Дженис находит силы в своём прошлом, чтобы с новыми силами жить в настоящем.
Режиссёра занимают не испанские страсти, а вопросы куда более глобальные. Что такое родина? Это место, где можно обрести душевный покой в компании родных и близких.
«Тик-так... БУМ!» (2021, США, реж. Лин-Мануэль Миранда)
Номинации: № 1. «Лучший актёр» (Эндрю Гарфилд), № 2. «Лучший монтаж».
Итоги: без наград.
В жизни каждого актёра есть роль, которая меняет представление о его способностях и выводит его на новый уровень. Возможно, для Эндрю Гарфилда роль в «Тик-таке» стала именно такой. Во всяком случае, он уже получил за неё «Золотой глобус» в номинации «Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл)» и теперь будет меньше ассоциироваться с фильмами «Новый Человек-паук» (2012) и «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014).
«Тик-так... БУМ!» – мюзикл-байопик, рассказывающий об американском композиторе и драматурге Джонатане Ларсоне (1960–1996). В России этот автор мюзиклов известен мало, однако это не важно. Такие истории интересны сами по себе. Ведь история Ларсона – классическая история «непризнанного гения»: жизнь в бедности, работа официантом, написание сочинений «в стол», отчаянные попытки пробиться на сцену. Настоящий успех к Ларсону пришёл после смерти – нелепой и преждевременной, которая в сам фильм не вошла.
Зато в фильм вошли попытки композитора вывести на нью-йоркскую сцену ранний фантастический мюзикл «Супербия» (Superbia), вдохновлённый романом Джорджа Оруэлла «1984». Неудача этой затеи приводит к тому, что Ларсон получает универсальный для творческого человека совет: «В следующий раз стоит попробовать писать о том, что ты знаешь». Наверное, каждый молодой писатель/поэт/драматург получал хоть раз этот совет. Точный совет. Именно реальный жизненный опыт помог Ларсону создать главное произведение – «Богему» (Rent), имевшую большой посмертный успех на Бродвее.
«Тик-так... БУМ!» – пронзительный и искренний фильм, в котором есть и богемное веселье, и почти роковый драйв. Картина совсем не похожа на недавний хитовый мюзикл «Ла-Ла Ленд» (2016). Это не грустная сказка, как у Дэмьена Шазелла. Это жизнь.
«Белфаст» (2021, Великобритания, реж. Кеннет Брана)
Номинации: № 1. «Лучший фильм», № 2. «Лучший режиссёр», № 3. «Лучшая актриса второго плана» (Джуди Денч), № 4. «Лучший актёр второго плана» (Киран Хайндс), № 5. «Лучший оригинальный сценарий» (Кеннетт Брана), № 6. «Лучший звук», № 7. «Лучшая песня» («Down To Joy»).
Итоги: победа в номинации «Лучший оригинальный сценарий».
И опять: писать стоит о том, что ты знаешь. Именно этим занимался Кеннет Брана при написании сценария. Белфаст – родной город британского режиссёра. Как и главный герой одноимённого фильма, Брана рос в протестантской семье в неспокойные 60-е – время громких конфликтов между протестантами и католиками.
Итак, маленький Бадди растёт в Белфасте, на тихой и мирной улице, где живут бок о бок протестанты и католики. В какой-то момент возле его дома появляются протестанты-погромщики, желающие очистить улицы от католиков, и вскоре окружающее пространство превращается в зону «военных действий» с баррикадами и колючей проволокой. Экстремисты пытаются завлечь отца Бадди в свои ряды, но его интересуют лишь семья и работа. Однако, пока он находится на выездной работе в Англии, его родным угрожает опасность.
Несмотря на всё вышеизложенное, «Белфаст» получился ностальгически светлым фильмом. Брана концентрируется не на уличных погромах, а на жизни одной конкретной семьи в эпоху больших потрясений. Он подмечает не только плохое, но и хорошее, например, как жители выносят на улицу проигрыватель с пластинками и танцуют там на фоне солдат и колючей проволоки. Режиссёр отлично показывает работу памяти: хорошее запоминается лучше, чем плохое.
Вместе с тем в фильме неплохо показана религиозная пропаганда. Брана даже приводит монолог протестантского пастора, «накачивающего» прихожан такими словами: «Развилка на дороге. В одном направлении – прямое и узкое шоссе, в другом – длинный извилистый путь, простирающийся куда-то в неведомые дали. Одно – приведёт вас в лоно милости божьей, что будет вечно ласкать вас блаженной любовью, а другое – выблюет вас в вечную яму серных страданий, фурункулёзных мук, из которой вы никогда, никогда через семь кругов ада не сбежите. И я спрашиваю вас здесь и сейчас: по какой дороге вы пойдёте?».
Эти слова так потрясают Бадди, что дома он рисует картинку с этим выбором:
Кадр из фильма «Белфаст»: слева написано «good road», справа – «bad road». |
Вероятно, пастор намекал на выбор между протестантизмом и католицизмом. Но давайте считать, что это был выбор между хорошим и плохим кино. Бадди – альтер эго Кеннета Браны. К счастью, режиссёр выбрал правильную дорогу, и поэтому мы сейчас имеем возможность смотреть этот замечательный фильм.
«Трагедия Макбета» (2021, США, реж. Джоэл Коэн)
Номинации: № 1. «Лучший актёр» (Дензел Вашингтон), № 2. «Лучший оператор» (Брюно Дельбоннель), № 3. «Лучшая работа художника-постановщика».
Итоги: без наград.
Первый фильм Джоэла Коэна, снятый им без брата-соавтора Итана. По иронии судьбы Итан ушёл из кино в театр, и именно в это время Джоэл экранизировал трагедию Шекспира «Макбет», причём сделал это максимально «театрально». Джоэл отказался от натурных съёмок в пользу павильонного минимализма.
На выходе получилась аккуратная камерная драма, верная тексту первоисточника. После победы в славной битве шотландские полководцы Макбет и Банко встречают трёх ведьм, которые величают Макбета Кавдорским таном и будущим королём. Получив от короля за военные успехи титул Кавдорского тана, Макбет вспоминает слова ведьм и задумывается о большем – об убийстве правителя и захвате престола. Ступив на путь предательства, Макбет не может остановиться и доводит себя до полного морального уничтожения.
Экранизация Шекспира – дело неблагодарное. Вот ты снимаешь фильм, а критики плюют на твои былые заслуги и обращаются к тебе как к дилетанту. Они говорят: у тебя получился «плохой театр», зачем ты снимал это кино, когда уже есть экранизации Джастина Курзеля (2015), Орсона Уэллса (1948) и много кого ещё. Давайте отодвинем этих критиков в сторону и подумаем, зачем же всё-таки смотреть этот фильм.
1) Интересный выбор актёров на роли Макбета и леди Макбет. Это неоднократные лауреаты «Оскара» 67-летний Дензел Вашингтон и 64-летняя Фрэнсис МакДорманд. Возраст таланту не помеха, так что эта пара справляется прекрасно. Не выбивается даже темнокожий Вашингтон, поскольку фильм снят в ч/б. Если вы думаете, что чернокожий Макбет – это нонсенс, просто посмотрите эту картину.
2) Операторская работа и идеальная геометрия внутри кадра. Вот пример:
Кадр из фильма «Трагедия Макбета»: леди Макбет собственной персоной. |
3) Ведьмы. Да, ведьмы. Сравните первое появление ведьм у Орсона Уэллса и Коэна. В первом случае будут какие-то сказочные старушки, а во втором – настоящее искусство и хореография. Кэтрин Хантер, исполнившая роль всех трёх ведьм, не просто появляется в кадре, она демонстрирует какой-то особый неправильный танец зла. Человек, охваченный злом, – это сломанный человек. Хантер отлично показывает нам такую «сломанность». Её персонаж запоминается надолго.
В эпизодах с ведьмами версия Коэна делает заметный шаг в сторону хоррора, но при этом у режиссёра хватает такта не скатиться в откровенный фильм ужасов. Коэн хорошо укладывается в хронометраж: менее значительные эпизоды выбрасывает, а всё самое важное сохраняет. Отдельно можно отметить схватку Макбета с молодым Сивардом – по ней действительно видно, что главный герой уверовал в собственную непобедимость. Финальная же битва с Макдуфом проходит здесь на высокой стене замка. По бокам от стены земли не видно, там лишь клубится туман, так что кажется, что битва проходит высоко на небесах. Маленькая, но важная деталь. Вольно или невольно Коэн снял не просто экранизацию «Макбета», а кино о финальной битве добра и зла. Думаю, в данном случае это не будет спойлером: добро победило!