Религиозное образование – прививка против террора

Одна из целей организаторов и исполнителей терактов в московском метро - столкнуть людей разных религий и национальностей в поликонфессиональной России. Как должны себя вести в такие моменты верующие? Об этом говорили представители Русской Православной Церкви, иудаизма и ислама на круглом столе, прошедшем 31 марта в пресс-центре «РИА-Новостей».

Открывая круглый стол представитель Русской Православной Церкви, заместитель руководителя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, священник Георгий Рощин, генеральный секретарь Конференции католических епископов России, священник Игорь Ковалевский, руководитель департамента Совета муфтиев России (СМР) Арслан Садриев и глава Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), раввин Зиновий Коган принесли свои соболезнования близким погибших и пострадавшим и выразили надежду, что межрелигиозный мир, примером которого являлась Россия на протяжении многих столетий не будет нарушен. «Все традиционные религии России с осуждением относятся к такому способу решения проблем», - отметил иерей Георгий Рощин. Так же он уверен, что для предотвращения таких трагедий в будущем необходимо работать над решением ряда проблем современного общества - развивать образование, заниматься религиозным просвещением, бороться с коррупцией. «Очень важно твердое слово религиозных лидеров», - отметил священник. Говоря о традиционных религиях России он подчеркнул: «мы едины в противостоянии терроризму и всему, что несет угрозу человеческой жизни, которая является даром Божиим».

Раввин Зиновий Коган напомнил, что трагедия случилась накануне еврейской Пасхи, поэтому особенно отозвалась в сердцах иудеев: «Перед пасхальным богослужением мы молились за души погибших и выздоровлении раненых». «Это было современное жертвоприношение, осуществленное современными идолопоклонниками», - утверждает раввин. Он уверен, что так не могут поступать представители авраамических религий - христианства, иудаизма и ислама. «Натравить христианина на мусульманина - это будет конец России» - считает Зиновий Коган.

Раввин также полагает, что, например, закон «о свободе совести» требует изменений и дополнений, в частности, необходимо прояснение вопроса о миссионерстве, потому что свобода проповеди различных, в том числе экстремистских взглядов, представляет угрозу для современного российского общества. Как и священник Георгий Рощин, Коган высоко ставит религиозное образование. Также он говорит об отвественности религиозных лидеров за свою паству, в том числе и перед властями, хотя формы этой ответственности еще предстоит продумать. Наконец, раввин уверен, что «сами религиозные организации должны быть ясными и прозрачными как перед людьми, так и перед Богом». «События 29 марта показали: у нас есть враги, которые хотят стравить представителей авраамических религий России друг с другом. Но им это не удастся», - заключил представитель иудеев.

Католический священник Игорь Ковалевский рассказал, что его и его паству теракт в метро затронул особо - община Святого Людовика, возглавляемая им, находится на станции метро «Лубянка». Священник обратил внимание на проблемы, актуализированные терактом, главной из которых он считает недостаточное религиозное образование россиян и социальное неравенство. Если одни регионы развиваются, а другие деградируют, стабильности быть не может, - уверен он. «Данный теракт не имел никакой религиозной подоплеки и все конфессии должны четко публично это отметить», - добавил Ковалевский, который считает, что «связывать недавнее преступление с исламским экстремизмом - некорректно».

Наибольший резонанс вызвало выступление представителя ислама Арслана Садриева. Он полагает, что некоторые варианты толкований священных мусульманских текстов дают «основания» для экстремизма. «Ислам существует в различных группах и течениях. В последние годы во всем мире набирает силу самое циничное, самое экстремистское течение», - с тревогой отметил он. Садриев также считает, что «мы опаздываем с просвещением наших граждан»: представители традиционного, умеренного ислама не имеют сил и средств на то, чтобы проповедовать свою религию, а более радикальные исламисты, напротив, хорошо организованы и профинансированы. Садриев сожалеет  о том, что «государство оставило мусульман один на один с экстремизмом». Экстремистские течения Садриев сравнил с раковой опухолью, однако он считает, что нужно искать «неоперативные» методы лечения. Так, силовые операции, уверен он, малоэффективны: экстремистские организации подобно метастазам от этого размножаются, уходят в подполье и становятся еще опаснее. Садриев предлагает укреплять и развивать мирные течения ислама, которые пока находятся на периферии, то есть «работать на упреждение, развивая те традиционные религиозные институты, которые сформировались в России», - считает представитель СМР. Главным направлением этого «упреждения», по его мнению, должно стать развитие исламского образования, особенно его начального и среднего звена. Государство также должно приложить силы к объединению российских мусульман. Сейчас, отметил Садриев, власть «дистанционно относится к этому процессу», поэтому его перспективы «весьма туманны». «Мусульмане сами не могут справиться со своими проблемами», - констатировал представитель мусульман.

Комментируя по просьбе журналистов случаи агрессии в отношении девушек в традиционной мусульманской одежде, которые имели место в метро в день трагедии, Садриев сказал: «Запрещать людям исполнять свои религиозные обязанности - это верх кощунства». Но он отметил, что в исламе существует много фетв (законов), разъясняющих, что «высшей ценностью является жизнь человека» и в том случае, если что-то создает угрозу для жизни (в данном случае - традиционный наряд), «надо устранить угрозу». Зиновий Коган вновь поддержал Садриева, добавив, что традиционная одежда иудеек идентична одежде мусульманских женщин, поэтому идентификация религиозной принадлежности по этому признаку затруднительна.

Все участники круглого стола озвучили отметили необходимость консолидации религиозных организаций в борьбе с экстремизмом. Консолидация здоровых религиозных сил особенно важна, так как, по словам священника Георгия Рощина, смертники идут на такое «самопожертвование безусловно из внушенных им неправильных религиозных убеждений, ведь очевидно, что целью жизни эти люди полагают нечто вне материального мира».

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале