"Поэт кино". Умер Ингмар Бергман
|
Эрнст Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в Швеции в семье священника-лютеранина, впоследствии ставшего капелланом шведского короля.
Бергман говорил, что воспоминания о детстве, где детей держали в строгости, а дисциплина считалась одной из главных добродетелей, легли в основу его фильма "Фанни и Александр".
Историю о том, как главный герой открывает для себя искусство благодаря театру, Бергман не выдумал, а взял из собственной жизни. Театр и кино всегда были для режиссера способом сбежать в спасительный мир фантазий из жестокой реальности.
В книге "Бергман о Бергмане" режиссер писал, что перестал верить в Бога еще в девять лет и всегда ощущал себя нежеланным ребенком. Бог и сомнение в Его существовании были важными темами в фильмах Бергмана: один из героев его фильма "Причастие" решает, что отсутствие Бога только сделало бы мир понятнее.
Одиночество, смерть и помешательство
Бергман не считал себя режиссером-диктатором, навязывающим артисту свое видение образа. Часто он давал актерам возможность импровизировать на съемочной площадке. Для поздних своих фильмов он не писал сценарии, а набрасывал основные идеи, предлагая исполнителям самим придумать диалоги.
"Все, что вам нужно, - это актеры и техника. Все остальное вторично", - как-то сказал обладатель трех "Оскаров".
Дружеские отношения с актерами, которые у него снимались, иногда превращались в любовные. Дебютировавшая в "Персоне" любимая актриса Бергмана актриса Лив Ульман стала матерью одной из его дочерей, Линн Ульман. Бергман был женат пять раз, и многие из его фильмов были посвящены проблемам супружеских отношений.
Другой темой, которая всегда занимала режиссера, была психология человека, лишь до определенной степени поддающаяся объяснению. Главная героиня снятого в 1975 году фильма "Лицом к лицу" - психиатр, медленно сходящая с ума. Вскоре после съемок фильма сам Бергман пережил нервный срыв.
Пристрастие Бергмана к темам смерти, одиночества и помешательства некоторые находили нездоровым. Режиссер и сам признавался, что большинство собственных фильмов его самого вгоняют в депрессию - за исключением "Зимнего света", каждой секундой которого Бергман был доволен.
"Грязное дело"
В 1982 году Бергман объявил, что оставляет кино и хочет целиком посвятить себя театру. "Я навсегда оставил это грязное и продажное дело", - говорил режиссер, в 83 года, однако, поставивший драму "Сарабанда". "Театр похож на верную жену. Кино - это грандиозное приключение, как дорогая и требовательная любовница", - сказал однажды Бергман.
Влияние шведского режиссера на свое творчество признавали Андрей Тарковский, Роберт Олтман и Вуди Аллен, который называл Бергмана "возможно, самым великим из художников кино".
В интервью Русской службе Би-би-си российский кинокритик Кирилл Разлогов сказал, что Бергман оказался культовым режиссером в тот момент, когда интеллектуальное кино стало модным.
"Следующее поколение шведских режиссеров заявило, что его интеллектуальные изыски уже устарели. Но если посмотреть с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что Бергман остался, а его критики - уже давно на полях истории кино", - сказал Разлогов.