Стало известно, какие ошибки допускали в этом году на ЕГЭ

Специалисты Федерального института педагогических измерений проанализировали типичные ошибки участников ЕГЭ-2018 и отметили, что задания базового уровня в целом выполнены успешно, но в то же время можно назвать типичные ошибки, которые допустили выпускники на экзамене.
 
   Фото: Edu.ru 

Эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) проанализировали типичные ошибки ЕГЭ-2018 и рассказали, что нужно подтянуть к следующему экзамену, сообщает «Российская газета». 

Русский язык

Это обязательный предмет: если его не сдашь, не получишь аттестат. Необходимый минимум — 24 балла. До него в этом году не дотянули меньше 1% выпускников.

Среди самых «популярных» ошибок в заданиях базового уровня сложности — «Н или НН»: на этой норме споткнулись 35% сдающих. Как избежать неверного ответа? Подсказка: хорошо знать части речи и уметь их определять.

В «антирейтинг» попали и задания по пунктуации, требующие синтаксического анализа предложения, понимания смысловых отношений между частями сложного предложения и между отдельными членами предложения.

Хоть раз запутались в запятых, тире и двоеточиях примерно 40% сдающих. Еще 45% не смогли справиться с заданием на функционально-смысловые типы речи. Это те самые «повествование, описание, рассуждение».

«Невысокий процент выполнения здесь объясняется в первую очередь неспособностью экзаменуемых к «медленному», неоднократному прочтению текста. А без глубокого смыслового анализа успешное выполнение этого задания невозможно», — приводит газета слова экспертов ФИПИ.

Еще примеры: в 30% случаев участники ЕГЭ смешивают паронимы «представить» и «предоставить». Примерно каждый четвертый выпускник ошибается в правописании корней — гар/гор, клан/клон, бер/бир.

Эксперты ФИПИ напоминают, что для учителя-словесника актуальной остается задача организации систематического чтения школьников, пропаганда ценности семейного чтения.

Кроме того, ЕГЭ показал, что особое значение приобретает умение обучающихся анализировать и редактировать собственные письменные работы. Так, более 20% экзаменуемых не работают на экзамене с черновиком, что говорит о неумении редактировать собственные тексты и сказывается на качестве написания сочинения-рассуждения.

 
 Фото: Edu.ru 

Специалисты призывают обратить особое внимание на формирование аналитических умений при изучении курса русского языка.

«При детальном анализе развернутых ответов экзаменуемых (сочинение по прочитанному тексту) проявились проблемы и с пониманием текста, и с выявлением проблематики и позиции автора. Наибольшие трудности при понимании текста возникают у участников ЕГЭ при проведении смыслового анализа художественного и публицистического текстов, где основная мысль, позиция автора зачастую выражены неявно. Трудно осознавались экзаменуемыми тексты, где была ирония, сарказм», — отмечают в ФИПИ.

В качестве аргументации своего мнения выпускники чаще всего привлекают примеры из произведений, которые изучались по программе в 11 классе. Самый низкий процент выбора примеров для аргументации – из произведений современной российской литературы, этот выбор не превышает 1% от общего количества во всех анализируемых работах.

Единый государственный экзамен по русскому языку год от года является самым массовым. Все задания экзаменационной работы нацелены на решение практических задач и требуют от участника экзамена определенного словарного запаса и понимания грамматического строя русского языка.

Математика

Наибольшие затруднения у участников экзамена и базового, и профильного уровней вызвали планиметрические и стереометрические задачи.

Кроме того, эксперты отметили среди слабых звеньев подготовки выпускников — содержательную работу с формулами: «Далеко не все выпускники готовы к содержательной работе с формулами, и это следует обязательно учесть при планировании работы. Растут, но пока еще остаются низкими результаты выполнения как планиметрических, так и стереометрических задач, с ними справляются только наиболее подготовленные участники экзаменов обоих уровней. Назрела необходимость в создании непрерывной линии изучения геометрии с 1 по 11 класс на основе единых дидактических подходов, с акцентом на развитие геометрической интуиции и наглядных представлений школьников».

Специалисты подчеркнули, что более сложными для участников и базового, и профильного экзаменов стали задания по программе средней школы.

«Так, не более половины участников экзамена могут по графику производной найти точку экстремума (профильный экзамен, задание 7), по графику функции дать характеристику ее производной (базовый экзамен, задание 14). Проблемой остается слабое владение базовыми умениями исследования функции с помощью производной (профильный экзамен, задание 12). Графические представления тесно связаны с понятийной стороной вопроса о поведении функции и ее производной. Надо понимать, что представление о производной и ее применении к исследованию функций можно получить, основываясь преимущественно на наглядных представлениях о скорости, об изменении величины и о касательной к гладкой линии. Именно поэтому нужно формировать общее понимание понятия производной функции и при переходе к алгоритмам не забывать о содержательной стороне, тем более что задачи такого рода ежегодно включаются в КИМ ЕГЭ по математике», — рассказали специалисты.

 
Фото: Edu.ru 

По их мнению, причиной снижения доли участников, набравших полный балл за задание 17 профильного экзамена (экономическая задача), стало «натаскивание» на типовые задания прошлых лет вместо систематического изучения курса и грамотного итогового повторения. Многие участники не прочитали полностью и внимательно условие задачи и допустили существенные ошибки, следуя заученному «типовому» алгоритму.

«На экзамен профильного уровня по-прежнему приходит доля участников, для которых в большей степени предназначен экзамен базового уровня. Следует лучше ориентировать обучающихся при выборе уровня экзамена по математике», — отмечают эксперты.

Они уточнили, что обучающимся следует более осознанно подходить к выбору уровня экзамена по математике, а учителям при обучении активнее использовать дифференцированный подход, учитывая при этом потребности обучающихся и их приоритеты продолжения образования.

ЕГЭ по математике с 2015 года разделен на два уровня — базовый и профильный. Базовый ЕГЭ сдают выпускники, которые идут на специальности, где математика не является профильным предметом или не планируют поступать в вузы. Профильный экзамен предназначен для тех выпускников, кого математика является одним из вступительных экзаменов в вуз.

Обществознание

Это самый «популярный» предмет: как экзамен по выбору его сдают более 50% выпускников. Но в итоге до «тройки» не дотягивает практически каждый шестой (17,5%). Почему так много двоечников? Некоторые ребята считают, что обществознание можно сдать легко и без труда, толком не готовятся. И очень заблуждаются.

На самом деле ЕГЭ по обществознанию — сложный экзамен: здесь больше, чем в других предметах, заданий с развернутым ответом. Однако сформулировать свои мысли, подобрать аргументы смогли далеко не все ученики. Многие не понимают смысл таких понятий, как «гуманизм», «патриотизм», «гражданственность», не знают основы конституционного строя, путаются в названиях высших государственных органов России.

 
Фото: ТАСС 

Самая распространенная ошибка: «Правительство РФ принимает законы», «Высший орган законодательной власти — правительство РФ». Также трудность вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в РФ.

Ответить на вопросы про постоянные и переменные затраты смогли только 16% выпускников. Знание темы «Экономический рост и понятие ВВП» полноценно показали только 18%, а «Виды юридической ответственности» успешно осилили только 30% учащихся.

Иностранный язык

В планах у Минпросвещения — ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку уже в 2022 году. Так что подготовка тут нужна более чем серьезная. Самым сложным остается раздел «Письмо»: с эссе по английскому в этом году не справились почти 40% выпускников.

По словам специалистов ФИПИ, заметна тенденция подменять собственные мысли и рассуждения штампами, не все участники могут полностью раскрыть темы, резко выросло количество логических ошибок. Главный недостаток — непонимание сути задания. Несмотря на ясные инструкции, часть выпускников и, по-видимому, часть учителей понимают это задание как сочинение на вольную тему. Так, рассуждения на тему «Ранний выбор профессии — ключ к успеху» заменялись топиком «Моя будущая профессия». Рассуждения на тему «Дружба — величайший подарок судьбы» — топиком «Мой лучший друг» или общими фразами о том, кого считать настоящим другом. Как показывают результаты ЕГЭ по обществознанию и истории, даже на русском языке выполнить подобное задание способны не все выпускники.

Что еще показали результаты? Средний процент невыполнения заданий по грамматике и лексике — 32%. Самые типичные ошибки — поставить глагол в неправильном времени, перепутать местоимения (вместо these — this, that, their и так далее), числительные (вместо first — one), прилагательные (вместо best — more good). Многие выпускники не знают частей речи, формата заданий и даже вносят ответы не в те клеточки.

Что делать? Эксперты советуют отрабатывать стратегии употребления грамматических форм, частей речи, словообразования, словоупотребления на связных текстах разных жанров, а не на отдельных предложениях, тренировать перифраз.

История

Этот предмет сдают примерно 23% выпускников. После 2022 года и он может перейти в разряд обязательных. Для многих ЕГЭ по истории станет серьезным испытанием: к примеру, около 10% выпускников считают, что крестителем Руси был Владимир Мономах. Некоторые пишут, что Корнилов и Блюхер участвовали в Полтавской битве.

Выпускники плохо знают исторических деятелей, названия битв и мирных договоров, плохо ориентируются в истории культуры и путаются в событиях XX века. Кроме того, очень много ошибок ребята допускают при работе с исторической картой. Например, часто участники ЕГЭ неправильно указывают время начала военных операций на карте, названия городов в тот период.

С полным списком предметов, по которым проанализированы ошибки учеников, а также с методическими рекомендациями на основе этого анализа можно ознакомиться на сайте Федерального института педагогических измерений.

 
Фото РИА Новости 

Ежегодно Федеральный институт педагогических измерений проводит анализ кампании по предметам и публикует методические рекомендации для учителей. Краткий обзор этих рекомендаций, подготовленных руководителями федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ, помогут будущим выпускникам и их педагогам сориентироваться в том, какие задания и темы оказались наиболее сложными для участников ЕГЭ-2018, и на что стоит обратить внимание при подготовке к экзамену. Ранее свои рекомендации выпускникам дали разработчики КИМ ЕГЭ по обществознанию и истории.

ЕГЭ по математике с 2015 года разделен на два уровня — базовый и профильный. Базовый ЕГЭ сдают выпускники, которые идут на специальности, где математика не является профильным предметом или не планируют поступать в вузы. Профильный экзамен предназначен для тех выпускников, кого математика является одним из вступительных экзаменов в вуз.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале